- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34); «Концепции профильного обучения старшей ступени общего образования» (утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783)БУП-2004. 1.2. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе. 1.3. Настоящее Положение определяет виды и задачи, особенности организации элективных курсов по выбору.
- Виды и задачи курсов по выбору
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке:
2.1 Предметно-ориентированные курсы. Задачи курсов данного вида: — создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области; — уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне; — создать условия для сдачи экзаменов по выбору, т. е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования. 2.2 Межпредметные (ориентационные) курсы. Задачи курсов данного вида: — формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий; — знакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; — поддерживать мотивацию к тому или иному профилю.
- Организация работы элективных курсов
3.1. Базовый минимальный объем предпрофильной подготовки в 9-х классах составляет 102 часа (3 часа в неделю) складывается из содержания трех основных направлений:
-информационный блок: профконсультирование, профориентационная работа;
-курсы по выбору — предметноориентированные, межпредметные, ориентационные;
-психолого-педагогическое сопровождение.
3.2. Набор элективных курсов, предлагаемых школьнику в рамках предпрофильной подготовки, носит вариативный характер, их число является избыточным.
3.3. Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии.
3.4. Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения.
3.5. Методическое обеспечение элективного курса включает в себя: — программу курса; — учебно-тематическое планирование; — учебную литературу для учителя и обучающихся; — систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников и другие педагогические средства, необходимое оборудование.
3.6. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Министерством образования Саратовской области
3.7. Программа элективного курса должна удовлетворять следующим условиям:
— учитывать особенности учащихся, интересующихся профилями школы;
— знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся;
— опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;
— нацеливать на подготовку к ЕГЭ, олимпиадам;
— уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация.
3.8. В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия, научно-популярная литература, справочные издания.
3.9. Курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения включают в себя пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и иные).
3.10. Администрация школы предоставляет возможность ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год, а также создает условия для реализации познавательных потребностей школьников, используя ресурсы образовательной сети.
3.11. Преподавание элективных курсов ведется по специальному расписанию, составленному с учетом требований СанПиНов, в соответствии с нормативами учебного времени.
3.12. Преподаватель элективных курсов несет ответственность за жизнь и здоровье школьников во время проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об охране труда и техники безопасности.
3.13. Преподаватель элективных курсов своевременно ведет записи (темы занятий, учет посещаемости) в специальном журнале, который хранится в учительской.
3.14. Для учета достижений обучающихся, достигнутых при изучении элективного курса, педагогами, ведущими курсы, разрабатываются критерии оценивания достижений обучающихся в диапазоне от 0 до 4 баллов, в соответствии с программой своего курса.
3.15. Изучение курса для каждого ученика завершается зачетной работой ( презентацией, защитой, демонстрацией (и иными формами) результатов своей работы).
3.16. Мониторинговые исследования результативности преподавания конкретного элективного курса осуществляются:
— через анализ отметок по предметам, связанных с элективом;
— через количественный анализ набранных учащимися баллов;
— через анкетирование школьников, педагогов, родителей, целью которого является анализ уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;
— результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и пр.